Киносъемки. Принцип работы «летающей камеры» (Flying camera)

Профессиональная «летающая камера» (официальное название «операторская тросовая подвесная дорога») — операторский комплекс, предназначенный для производства теле- и киносъемок, посредством перемещения съемочной камеры с высокой скоростью (до 100 км/ч) и на большие расстояния (до 600 метров) как по горизонтали, так и по вертикали. В настоящее время почти во всех остросюжетных боевиках, фантастике и прочих жанрах, этот прием считается необходимым инструментом для создания атмосферы погони или просто динамичного действия на экране. С учетом популярности кинематографа в современном мире, мы решили подробнее рассказать о том, как реализуется этот прием. А ознакомиться с примерами качественного исполнения этого приема можно выбрав какой либо фильм на сайте www.segodnya.ua/afisha.
Схематично этот комплекс можно описать следующим образом. Натягиваются 1-2 синтетических троса длиной от 1 до 600 метров — «магистральные тросы», на магистральные тросы устанавливается конструкция на роликах — «каретка», на каретку монтируется «система подвеса и стабилизации камеры», на систему подвеса крепится видео или кинокамера. То есть, каретка с системой подвеса и камерой ездит на роликах по магистральным веревкам, как по рельсам. Перемещение и управление движением каретки осуществляется отдельным тянущим тросом и высокоскоростной программируемой лебедкой. С помощью профессиональной лебедки можно перемещать «летающую камеру» со скоростью до 100 км/ч. При этом используется высокоточная система разгона-торможения, возможность программировать и контролировать движение каретки в любой момент съемки.
Но любой, кто хоть раз снимал что-то видеокамерой во время движения, знаком с эффектом «трясущегося изображения». Для любительской съемки это не помеха, а в профессиональной работе — это брак. Для компенсации вибраций самой камеры и «дрожания изображения» используются, так называемые, «стабилизационные головы» (Flight head) — сложные механизмы, снабженные смягчающими пружинами и гироскопами, позволяющие всегда держать камеру ровно и в спокойном состоянии.
Каретка, которая ездит по веревкам и несет на себе камеру и систему подвеса, также должна перемещаться максимально плавно, легко и быстро. Для этого используются скоростные ролики с подшипниками высокой точности.
Особо стоит отметить синтетические тросы, которые используются в системе «летающей камеры». Если магистраль будет растягиваться под весом каретки, под влиянием тепла, то система будет очень нестабильной: каретка начнет настолько сильно раскачиваться при движении на провисших веревках, что никакими пружинами и гироскопами этого не скомпенсировать. Поэтому для «летающей камеры» используют специальные профессиональные синтетические тросы, по характеристикам совпадающие со стальными: они обладают практически нулевым коэффициентом растяжения и многократно превышают рабочие нагрузки по прочности «на разрыв».
Во время съемок комплекс дистанционно управляется двумя операторами: оператором лебедки и оператором камеры.
Преимущества «летающей камеры»: мобильность, высокая скорость и полный контроль над процессом съемки.
Мобильность этой системы позволяет натянуть магистральные тросы практически в любом месте и под любым углом наклона: над спортивными аренами, над концертными залами, над площадями и улицами городов, в непроходимом лесу и чистом поле.
Высокая скорость перемещения «летающей камеры» позволяет снимать зрелищные репортажи, например, со спортивных состязаний, связанных с перемещениями: авто-гонки, велосипедные гонки, плавание, бег. Камера просто «летит» вдоль трека со скоростью движения объекта съемки, снимая бегущих, или едущих спортсменов.
Уникальное специализированное программное обеспечение «летающей камеры» позволяет планировать, контролировать и изменять направление и скорость движения каретки, угол наклона и степень натяжения магистрали, позиционирование самой камеры в процессе съемки и т. п.